ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

ЮЛДЫБАЕВ Л.Х., ШЕПЕЛЕВ Е.С.
Уфимский государственный нефтяной технический университет

В работе рассмотрен параметрический метод диагностики, основанный на анализе отклонений контролируемых внутренних и внешних параметров технического объекта. При этом связи между контролируемыми параметрами и величинами, характеризующими дефекты, осуществляются через математическую модель объекта. Задача решалась на примере такого сложного технического объекта нефтегазовой отрасли, как двухвальный газотурбинный двигатель (ГТД). Используемая для диагностики математическая модель двухвального ГТД представляет собой структуру, в которой каждый узел двигателя описывается кибернетической схемой, называемой «черный ящик». При этом внутреннее содержание узла не рассматривается, а выходные параметры узла задаются некоторыми функциями от параметров, заданных на входе в узел. В статье описаны основные этапы параметрического диагностирования смоделированных дефектов в узлах газовоздушного тракта двигателя. Параметрический метод диагностики основан на анализе отклонений контролируемых внутренних и внешних параметров двигателя. Для получения адекватной математической модели по результатам проведенного эксперимента используется метод идентификации, при котором уточняются параметры состояния из условия минимизации невязок между одноименными параметрами модели, полученными расчетным и экспериментальным путем. Процедура диагностирования испытуемого двигателя заключается в проверке принадлежности параметров состояний узлов их допустимым диапазонам рассеивания, которые определяются статистическими данными. Моделирование показало, что с помощью параметрического метода удалось правильно поставить диагнозы для всех рассмотренных основных узлов двигателя. В результате исследования были получены положительные заключения о работоспособности параметрического метода для диагностики дефектов, приводящих к отклонению контролируемых параметров ГТД.

Доступ к материалу закрыт. Пожалуйста, выполните вход для получения полного доступа к материалам.

Полный текст статьи >>>

Добавить комментарий

Войти: